Определить насколько каноничным было такое заведомо неканоничное событие как "Великий раскол" не представляется возможным, однако, когда 16 июля 1054 года, прямо во время богослужения в Святой Софии, Папский легат кардинал Гумберт вручил отлучение от Церкви всем Православным христианам, не признающим главенство Римской кафедры, это несомненно сделало явным существование двух существенно различных субъекта истории - Православного Востока и Католического Запада. Для Запада это было началом художественного расхождения с Православием и одновременно временем величайших художественных достижений, причем, восхищаясь этими достижениями, нельзя забывать, что наивысшая точка подъема всегда является началом падения.
![]() Гуннора де Крепон утверждает устав монастыря Мон-Сен-Мишель. XII век |
Влияние "Благой вести" на норманнов выразилось прежде всего в том, что эти чемпионы коварства и войны внезапно возжаждали упорядоченья жизни и государственного строительства, которого их христианское самосознание требовало для минимизации зла в современной им варварской Европе. Дело в том, что после смерти Карла Великого цивилизационное христианство начало разваливаться, и, после смерти в 905 году последнего Итальянского Каролинга, а в 911 году последнего Каролинга немецкого, в Священной Римской Империи окончательно воцарилась мерзость запустения. Достаточно сказать, что Папство в течении 60 лет управлялось группой куртизанок, в связи с чем 10-ый век в Риме получил название эпохи порнократии. В этот период, большинство Пап умирало, успев оставить после себя длинный шлейф злодейств. Только благодаря прямому военному давлению Императора Оттона I Великого в 963 году на Папском троне оказался клирик, известный своим аскетическим образом жизни, забытом в эпоху порнократии.
Стилистические совпадения Москвы 1935 года с эпохой Жильбера Орильякского, столь точно подмеченные гениальным писателем, явно выявляют глубинное, сущностное единство тех исторических процессов, которые происходили в Италии 11 века и в СССР за год до того, как Лев Троцкий уехал из Европы, Адольф Гитлер выкинул в корзину Версальский договор, а английские ученые приступили к разработке атомной бомбы. На этом балу в посольстве США в Москве, в то время анти-христианской столицы мира де-факто, помимо глав дипломатических миссий всех мировых держав и ведущих представителей художественной и научной интеллигенции, присутствовали все руководители Коминтерна, военной и партийной элиты СССР и Сталинского ордена меченосцев. Неудивительно, что "Евангелие от дьявола", в котором Михаил Булгаков описал этот бал в Москве 1935 года, прекрасно могло бы вписаться в прижизненную библиотеку Алкуина, если только не обращать внимание на совершенно выпадающее из контекста словечко "примус".
Надо сказать, что до этого бала Уильям Буллит был ослеплен любовью к В.И.Ленину, с которым он встречался по поручению тайного советника Вудро Вильсона полковника Хьюза, и писал, что "Ленин является выдающимся, честным, прямым, добрым человеком с хорошим чувством юмора" и видел в комунистическом перевороте "продолжение великого американского эксперимента свободы". А от Троцкого он был просто в восторге и считал, что "Троцкий намного опережает нас (США) на пути к либерализму".
Надо сказать, что уже тысячу лет тому назад, в момент своего рождения Франция и Нормандия ясно показали свое историческое предназначение врача и внутреннего оппонента цивилизационного христианства . Уже в 10 веке в Западно-Франкской империи, позднее превратившейся во Францию, по сравнению с Восточной кризис цивилизационного христианства был не столь очевиден, причем в значительной мере благодаря влиянию норманнов. Бывшие пираты, терроризировавшие всю Европу, став вассалами короля, по-прежнему не боялись посмотреть на цвет крови, и это, несомненно, охлаждало горячие головы желающих с оружием в руках доказывать голубизну крови своей. Кроме того, значительная часть норманнов, войдя в состав купеческого сословия, не только построили единственное в Западной Европе социально-мобильное общество, но и, нуждаясь в возможности безопасно перевозить товары, способствовали объединению Европы, так как в случае отсутствия этой безопасности, могли так за себя постоять, что у чересчур назойливых разбойников надолго пропадало желание препятствовать свободе торговли. Не менее существенное влияние оказали норманны и на жизнь Церкви. В частности превращение герцогом Нормандской Ричардом I морально-разложившейся общины святого Обера в образцово-показательный монастырь Мон-Сен-Мишель, несомненно, связано с Клюнийской реформой, начатой примерно в это время великим преобразователем цивилизационного христианства Одоном Клюнийскийм. С этой точки зрения особый интерес представляет тот факт, что аббат Одон Клюнийский был библиотекарем аббатства Клюни примерно в то-же время, когда аббат Майнар, впоследствии возглавивиший монастырь Мон-Сен-Мишель, был библиотекарем аббатства Сан-Вандрий, исторически связанного с Клюни. То, что в дальнейший, при аббате Одилоне, ход Клюнийской реформы шел в теснейшем взаимодействии с Нормандскими герцогами не вызывает никаких сомнений, причем если во всей остальной Европе одним из основных направлений этой реформы было выведение клюнийских монастырей из под контроля светских правителей и местного епископата, то в Нормандии, а впоследствии и в южной Италии, Клюнийская реформа с одобрения Пап шла под руководством местных норманнских вождей. В частности один из архитекторов Клюнийской реформы аббат монастыря Святого Бенигнуса в Дижоне Уилльям Вольпианский, был приглашен Ричардом II в 1001 году реформировать аббатство Фекамп, ставшее усыпальницей Нормандских герцогов, а затем стал тем самым архитектором, руководившим строительством собора монастыря Мон-Сен-Мишель, который принял, то поразительное по смелости и новаторству решение поместить трансепт собора на самую вершину горы, которое собственно и сделало этот собор одним из чудес света. В дальнейшем Клюнийская реформа монастырской жизни стала основой Григорианской реформы Католической Церкви, проведенным питомцем Клюни Папой Григорием IV, причем военно-политическим мотором этих реформ стали внуки Гунноры де Креппон и Ричарда I, дети их дочери Фразенды, вышедшей замуж за бедного нормандского дворянина Танкреда де Отвиля
Семена этой нормандской мечты упали на благодатную почву анархии в Италии, усугубляемой набегами на Рим сарацин, прочно обосновавшихся в Сицилии. Прибыв в Италию молодые норманны поначалу присоединились к восстанию лангобардов против Византии, но потерпели поражение от варягов и русов - своих кузенов из России и Скандинавии, которых Владимир Святой отправил на помощь Византийскому Императору, а тот послал их в Италию на помощь катапану Василию Боиоаннесу. После этого урока норманны, постоянно получавшие подкрепления из Нормандии, решили добывать себе графства и герцогства в качестве наемников, не утруждая себя религиозно-идеологическими веригами, и постоянно переходили с одной воющей стороны на другую, весьма прагматично стремясь оказаться на стороне победителей. В 1035 на Итальянский театр военных действий прибывают первые Отвили - Вильгельм и Хэмфри, которые быстро завоевывают популярность среди норманнов своими подвигами в ходе сицилийской экспедиции византийцев под командованием греческого генерала Георгия Маниака. К сожалению, поссорившись с генералом Маниаком, Отвили вернулись в Апулию и присоединились к новому восстанию лангобардов, нанеся ряд поражений Византии. Систематические переходы на сторону противника вождей лангобардов сводили эти победы на нет, до тех пор, пока в 1042 году на собрании в Мельфи норманны не избрали своим предводителем Вильгельма Отвиля, присвоив ему титул графа Апулии. Это избрание сочеталось с обещанием князя Солерно Гвемара узаконить власть норманнов в областях освобожденных от византийцев, которое впоследствии было подтверждено Императором Священной Римской Империи Генрихом III. Война с «византийскими еретиками» не мешала вражде с Римским Папой, но после того, как в 1053 году норманны под командованием одного из Отвилей Роберта Гвискара разгромили войска Папы Льва IX и взяли его самого в плен, доверительная беседа о путях развития цивилизационного христианства между пленником и его почтительным тюремщиком привела к прочному, стратегическому союзу между Папством и норманнами. Этот союз имел действительно геополитические последствия, поскольку он не только заложил основу будущих реформ Папы Григория VII, но и создал военно-политические предпосылки великого раскола. До этого момента Католичество, потрясенное "блеском и нищетой куртизанок", несмотря на систематические попытки подчинить восточных епископов епископу Рима, находилось в состоянии обморока. Папы после смерти Карла Великого на горьком опыте убедились, что Lex Salica - не позволяет создать прочное, в том числе и в военном отношении государство, и периодически восстанавливали нормальное общение с Православными..
Несмотря на это Папа Лева IX не однократно, хотя и безуспешно, пытался подчинить себе юг Италии, находившийся под церковной юрисдикцией константинопольского Патриарха. Но когда он почувствовал за своей спиной не только военную, но и моральную поддержку норманнов, его убежденность во всемирно-историческом значении Франкфуртского собора, включая примат Папы иего непогрешимость ex-cathedra, стала непоколебимой. Естественно противоречие этой духовной реальности Православию очень кстати в связи с необходимостью легитимации Папой Львом IX вышеупомянутые обязательств Императора Генриха III перед Вильгельмом де Отвилем. Таким образом, в результате союза Папы с итальянскими норманнами, католичество, наконец, приобрело характер единственно верного учения и преобразующей силы общества. Уже через год Папа Лев IX, когда его попытки взять под свой контроль южную Италию вызвали ответные меры Константинопольского Патриарха Михаила Кирулария, принял решение о необходимости привести положение де-юре в соответствие с положением дел де-факто, и послал в Византию для урегулирования конфликта своих легатов, возглавляемых кардиналом Гумбертом, известного своими дипломатическими способностями, и кроме того, очевидно, снабдив его соответствующими инструкциями. Взаимные анафемы, проистекшие из этого урегулирования, завершили процесс духовного и политического формирования глобального Запада, начатый Карлом Великим и Папой Львом III 25 декабря 800 года. Воплощение нового духовного субъекта истории в соответствующие организационные и политические формы не заставило себя долго ждать, и в 1059 году Папа Николай II созвал знаменитый нулевой Латеранский Собор, первым делом признавший норманнские завоевания в Италии и принявший In Nomine Domine - основные, базовые каноны Католической Церкви: 1. Осуждение брачной жизни духовенства, как «противоречащей основам веры». 2. Освобождение Церковной власти от Императора и других светских правителей. 3. Создание коллегии кардиналов-епископов, как собрания епископов, единственно полномочных избирать Римского Папу. Декреты нулевого Латеранского собора не только сформировали характеристические черты Католической Церкви, но и стали источником основного конфликта политического христианства, получившего название "борьба за инвеституру". Конечно "борьба за инвеституру", подобно бомбе замедленного действия, тикала в политическом христианстве изначально, но детонатором этой бомбы оказались декреты нулевого Латеранского собора, заменившие право Императоров номинировать Пап на весьма расплывчатое право одобрения уже избранного Папы подкрепленные воинским искусством итальянских норманнов,. Естественно,. Несмотря на то, что в 1061 году синод в Базеле, созванный под контролем Императора Генриха IV, объявил, что эти декреты Латеранского собора, не имеющими силы, каноны "In Nomine Domine", особенно третий, оказались весьма жизнеспособными. В частности именно коллегия кардиналов, как структура параллельная традиционной церковной иерархии и вместе с тем, благодаря своему исключительному праву выбирать главу Церкви, стоящая над ней, до сих пор служит прецедентом и лекалом при создании всевозможных элитарных, квази-идеологических сообществ в Западной Европе, причем не только католических. Несмотря на духовную и политическую пропасть, которая внезапно разверзлась между восточным и западным христианством и с удивительной скоростью стала расширяться, грозя уничтожить обоих участников конфликта, именно в это время литургическое искусство показало, что в Западной Европе продолжает жить и развиваться потрясенность "красотой Христа", ставшая на какое-то время единственным мостом через эту пропасть. Помимо того, что Византия по-прежнему была источником знаний, государственного, административного и предпринимательского опыта, она продолжала оставаться законодателем моды в искусстве. Православные иконы этого периода, получившего название Второго Золотого Века византийского искусства, продолжали вызывать восхищение у западных христиан, причем величайшим почитателем Византийского искусства, стал Рожер II - сын младшего из братьев Отвилей, Рожера I Сицилийского, отвоевавшего в 1088 году у арабов Сицилию. последователями главного оппонента Рожера II Бернара Клервоского и духовными чадами Ага-Хана.
Эти достижения в области государственного строительства, были кодифицированы в недавно обнаруженные в библиотеке Монте-Кассино своде законов, получившим название Арианские ассизы, потенциально представляющие план превращения Сицилийского королевства в Империю и имевшие для последующей истории Европы значение сравнимое со значением кодекса Юстиниана. Но все величие замыслов этого поистине гениального человека, также как и трагедия их неисполнимости становится понятным только при сопоставлении геополитических планов Рожера II с его же художественной программой, реализованной, в Палатинской Капелле Норманского дворца и в Церкви Санта-Мария-дель-Аммиральо, также называемой "адмиральской", в честь ее строителя и спонсора, флотоводца и "эмира эмиров"(адмирала) Палермо Георгия Антиохийского. Более того, сопоставление этой мозаики с имперскими интенциями "Арианских ассиз" приводит к выводу, что на ней изображена коронация Императора, а не короля Рожера II. Причем то, что Рожер II вполне сознательно поместил этот символ своих Имперских амбиций именно в посвященную Богоматери Православную Церковь, а не в Палатинскую капеллу Норманнского дворца в Палермо, украшенную троном Каролингов, доказывает, что правнук создателей аббатства Мон-Сен-Мищель и наследник всех обязательств Императора Священной Римской Империи Генриха III перед Вильгельмом Отвилем, инициировавших не только завоевание норманами Византийских владений в Южной Италии, легитимированное Папой Николаем II и нулевым Латеранским собором, в глубине души знал не только в чем сила, но и в чем Правда.
|
No comments:
Post a Comment