Tuesday, August 16, 2011

Что собственно сказал Гейм о Сколково.

Так получилось, что я смотрел интервью с Геймом вживую. И после того как у меня обнаружилось расхождение с Максимом Юрьевичем Соколовым в воспоминаниях об этом скандальном интервью свежеиспеченного нобелевского лауреата Андрейа Гейма, я решил его разыскать. И не разыскал!!! Потратил часа полтора. Нашел более позднее интервью, где Андрей Гейм как бы оправдывается за интервью, данное днем раньше:
"Также было недоразумение моего вчерашнего выступления по поводу того, что все там с ума посходили. Поскольку это было совершенно правильная, что называется, моментальная реакция на то, что на персональный вопрос: хочу ли я приехать в Сколково?"

Я прекрасно понимаю, что некоторые моменты в этом интервью, связанные с общим кризисом научного метода, в равной степени не устраивают людей и в России и в Европе, людей, мнением которых Андрей Гейм весьма дорожит. А между тем эти слова возможно так же важны, как его научные открытия. Придется уж мне на основе личных воспоминаний и более поздних интервью воссоздать смысл этого интревью. Андрей Гейм, очевидно взнервленный пост Нобелевской суетой и уже начавший понимать, что и его нобелевка дело в значительной мере политическое, а не научное, получив предложение, в котором чисто конкретно была озвучена некая сумма, отреагировал следующим образом:
"Меня это никак не интересует. У меня нет российского гражданства, я гражданин Голландии, там у вас люди что – с ума посходили совсем? Считают, что если они кому-нибудь отсыпят мешок золота, то можно всех пригласить?"
Согласно моим воспоминаниям он присовокупил к эти весьма жестким словам пояснение, из которого следовало, что его приглашали как рекламный экспонат, в качестве лица Сколкова, такой "супер-модели", "you know what I mean." А его научными работами и будущими научными результатами никто не интересовался. А вместо этого интереса к будущим научным результатам свежеиспеченного Нобелевского лауреата, предлагающий подразумевал что это все лирика, а главное это PR и сумма зарплаты.
Я все это прекрасно прочитал в этом интервью Гейма, которое смотрел очевидно в прямом эфире, так как незадолго до этого сам потратил 2 года жизни предлагая новым хозяевам России всякие научные проекты, которые действительно могли изменить положение в России. В частности я в 1996 году предлагал за 150 миллионов долларов просканировать и разместить в Интернете всю Ленинскую библиотеку от первой бумажки до последней. Более того, целый ряд подробностей заставляет меня думать, что именно мои предложения, переданные работникам то ли Ленинки, то ли Иностранки своим американским спонсорам легли в основу проекта google books. А уж то, что статья 19.2 Российского закона об авторских правах просто списана подчистую с моей докладной записки не представляет никакого сомнения Это видно хотя бы из того, что она явно написана человеком, думающим о том, чтобы Россия могла легально, не нарушая международные соглашения, создавать свою собственную систему связанных друг с другом государственных электронных библиотек, которые как Вы все видите и по сей день никто создавать не собирается. Причем часть этих новых русских была настроена вполне доброжелательно, но вполне искренне считала, что вопрос модернизации и поддержки электронных библиотек и научных школ это вопрос выбора времени приоритетного финансирования. Они вполне искренне предполагали, что даже если сегодня погибнет научная школа, то через 10 лет, когда финансовое положение улучшится и вообще "страна" созреет до понимания необходимости соответствующих расходов, то, ассигновав необходимые средства, они эту школу восстановят. Вы помните, как возмущался Дмитрий Анатольевич, когда выяснилось, что, несмотря на ассигнования необходимых средств, ВПК просто не может выполнить оборонный заказ? А зря. действительно не может. И сколько денег не вбухивай, невозможно за несколько лет восстановить утраченные научно-инженерные школы и технологии. Невозможно вернуть на завод высококвалифицированных рабочих, если те успели обзавестись собственными автосервисами. Невозможно в нулевые сделать то, что было возможно сделать в 96-ом. Не-воз-мож-но! Сколько денег не ассигнуй. Сегодня другие возможности и нужно использовать их, а не пытаться изменить прошлое.
. С этой точки зрения резве настоящим российским ученым не стоит быть благодарными Андрею Гейму за следующие слова:
"И самое главное, вы вопрос с ног на голову поставили – дайте мне его в обратную сторону поставить.
На фига, извините за выражение, я России нужен? Я получил свою Нобелевскую премию, мне 50 лет. Вам (нам) нужно искать не нобелевских лауреатов, а поддерживать тех молодых ребят, которые могут что-то новое открыть, не нужны нам нобелевские лауреаты. Нужно поддерживать своих, которые есть, свои таланты."

Может услыщав эти слова они поймут что нибудь? Например то, что деньги и власть объективно приходят вместе с ответственностью за то как ты их используешь. И никакие купленные ученые не заменят собственных ученых и науку, которых надо вырастить, а не купить. И библиотеки не нужны потому, что не нужны собственные ученые. действительно библиотека даст отдачу, если ее будут использовать. А кто и для чего ее будет использовать? Ученые? Зачем? Лучше купить и то и другое. Какая разница - свои или чужие. Важно только сколько стоит! Не получится. Хотя бы потому, что геополитические конкуренты прекрасно понимают, что значит свои ученые и что науку не покупают на рынке, как мешок картошки.
И недображелателями России как раз пропагандируется та точка зрения, что никакая своя наука России не нужна, а вот против Нобилевских лауреатов, торчащих как пугало огородное посреди голого поля, они ничего против не имеют. А вот Андрей Гейм как раз предлагает вполне действенный план, который несомненно дал бы результаты:
"Моя критика по поводу Сколкова состоит в том, что является ли это наиболее разумным вложением средств. Вместо того, чтобы строить грандиозные проекты и думать, как мы через 3-5 лет будем впереди планеты всей, нужно относиться к науке как к долгосрочному капиталовложение, которое будет тянуться на протяжении десятков лет."
Но для начала надо прекратить вытаптывать то, что еще пока осталось от советской науки и попытаться наладить нормальное взаимодействие научных поколений и восстановить распавшуюся связь времен. Кроме того необходимо создать собственную систему оценки научных достижений, которую никак не могут заменить заокеанские рейтинги и индексы цитирования, с помощью которых перспективные направления в весьма конкурентной науке можно целенаправлено можгно закрывать просто методом игнорирования. Между тем происходит провоцировании "конфликта поколений", якобы желание сделать ставку на молодых, а старшее поколение пускай отправляется на компост. И дело даже не в гуманности - компост так компост, - но наука это культура, это среда, идеи надо с кем то обсуждать, а если такой среды нет, то деньги бессильны ее создать. Стоит ли удивляться что люди все это понимая уходят в себя и начинают работать в стол, а не занимаются передачей опыта. Я уж не говорю о том, что молодежь смотря на это компостирование видит что ждет ее через 20 лет. И естественно, получив предложения из-за бугра, врядли будут их отклонять, даже если зарплаты в России будут сравнимыми. А уж объяснять новым русским, что наука передается не через учебники, а через рукопожатие, через взаимоотношения учитель-ученик, вообще бесполезно. И до тех пор пока эти эффективные менеджеры будут продолжать думать, что из всех искусств для нас единственно важным является финансирование, Россия будет терять одну научную школу за другой.
А вот научные администраторы, подписывающие работы своих учеников, которые громче всех возмущаются отсутствием патриотизма у Гейма, отказываться от высоких зарплат не будут, а на маленькие зарплаты своих учеников им наплевать - привыкли уже. И еще неизвестно кто был больший патриот России - Андрей Гейм, когда он резал правду-матку или люди, превратившие академические институты в офисные центры и рассматривающие любого ученого, уехавшего за границу, как дезертира и перебежчика и встречающие любую попытку вернутся как желание отогнать их от кормушки под названием наука? Достаточно вспомнить как прокатили по конкурсу вернувшегося из США Григория Перельмана.
И надежды правительства на то, что ученые сами между собой как нибудь разберутся совершенно иллюзорны, особенно если учесть какое количество прохиндеев от науки советская номенклатура, да и постсоветская олигархия успели понапихать в Академию Наук. Более того, у меня создалось впечатление, что эта так называемая элита действительно думает, что способность делать открытия и решать проблемы является функцией должности, и бумажек, подтверждающих квалификацию, которыми торгуют направо и налево."Незаменимых у нас нет!" Они просто не понимают значение таланта и уникальности каждого ученого и думают, что если они помогли своему человеку получить научную степень, то он действительно стал ученым и к нему можно обратиться за консультацией. А потом получив соответствующие рекомендации разводят руками: "Как же так! Академик же!" И теперь у Российской Власти нет другого выхода, кроме как брать на себя ответственность перед историей и лично разгребать все эти авгиевы конюшни.

А пока что Андрей Гейм оказался единственным, кто заявил эту позицию так, что ее услышали. Допустим что все это безобразие - просто несколько затянувшаяся болезнь роста новой русской буржуазии, пережравшей долларов в 90-х. Тогда они должны быть благодарны Андрею Гейму за то, что он их приложил фэйсом об табл, поскольку вопли о помощи они в упор не слышали, а к кулуарным требованиям вмешательства относились как к жужжанию надоедлевой мухи. А какие выводы должен был сделать Андрей Гейм, когда ему предложили зарплату, достаточную, чтобы полностью обеспечить 40 аспирантов, таких же каким был он сам 20 лет назад? Неужели среди этих аспирантов нет ни одного, способного совершить выдающиеся открытия сегодня? А между тем им не предлагают ни чего. Как можно заниматься наукой, при таком разрыве в образе жизни между учителем и учениками? Или Гейм действительно был нужен Сколково только в качестве свадебного генерала? Типа: "Причем тут ученики и аспиранты какие-то? Что за бред! Ты скажи как мы капусту рубить будем! Ты что нас за лохов держищь?!" Тогда он был совершенно прав, когда отклонил это предложение, так как прими он его, он бы кончился как ученый. А так глядишь может что нибудь еще откроет к вящей славе физтеха и Российской науки, пускай и в Манчестере. А денежки, предназначенные для его нобелевской зарплаты, может пойдут на поддержку тех, кто еще не уехал в Голландию, но вполне способен заниматься наукой.

No comments:

Post a Comment