Monday, April 23, 2012

ЧАЭС, как бикфордов шнур к бомбе под СССР-1

Заголовок мощный. Только с точки зрения энергетики РЛС 10 МВТ это ничто, пустяки. Общая мощность ЧАЭС была 4 гигавата. То есть в 400 раз больше. Я проектировал МГД для подводной лодки мощностью гигават. Маршевый двигатель. Нет это конечно был бред Б... ова, попытка извлечь деньги на разработку из своих старых друзей, но 500 мегават это было представимо, а 200 мегават реально. А в импульсном режиме, как это нужно для РЛС, 10 МВТ давала установка размером с книгу. Ну большую книгу, но книгу.
Originally posted by at ЧАЭС, как бикфордов шнур к бомбе под СССР-1


Известие об аварии на Чернобыльской АЭС застало меня юным курсантом Херсонского мореходного училища. Я запомнил шутливую реакцию своего товарища из Новой Каховки. Который высказался в том смысле, что слава богу, не атомный взрыв, а то ведь и в заграничную практику не пустят. Плакаты ГО с исчерпывающей информацией о том, что делать и куда бежать висели на стенах не только в аудиториях, но и жилых помещениях курсантов. Что такое радиация, в каких формах она присутствует и какие последствия она вызывает, мы знали очень хорошо, но то, что Коммунистическая партия и Советское правительство находится на страже жизни и здоровья своих граждан мы знали ещё лучше. По этому, и позволяли себе шутить,  даже не допуская мысли о реальных масштабах случившегося.


Весна 86 года. Период начала перестройки, выхода из застоя-запоя в ускорение-отрезвление под неусыпным наблюдением гласности. Новое мышление только начинало свой судьбоносный путь в наших юношеских мозгах. После майских праздников, больше половины роты судоводителей, показавших хорошие оценки в учёбе, политической и физической подготовке собиралась на вторую штурманскую практику в загранку. Это была веха в жизни, перед которой всякие сообщения, пусть даже не рядового характера, просто терялись.

Много воды утекло с тех пор, водоворот событий кого выкинул на обочину жизни, кого вознёс на недосягаемые простым смертным высоты, и оглядываясь назад, в попытках осмысления истории страны неизменно приходишь в точку 26 апреля 1986 года. В точку невозврата.

В практике расследований происшествий существует такое понятие, как фаза события, которое включает в себя состояние исследуемого объекта, системы на некотором заданном промежутке времени до и после происшествия.

Предаварийная фаза, время предшествующее аварии – штатный (расчётный) режим, когда условно говоря, все системы работают нормально, к примеру, компетентный и здоровый водитель (пилот, оператор) управляет (пилотирует, следит за эксплуатацией) на исправном транспортом средстве (самолёте, объекте атомной энергетики) по надлежащей полосе проезжей части (высотном эшелоне, уровне заданной мощности), соблюдая скоростной режим и иные технические навигационные и эксплуатационный параметры. Окружающая обстановка под контролем и полностью управляема. Ничто не предвещает беды.

Тревожная фаза: происходят обратимые, обыкновенные и неприятные изменения параметров системы, которые требуют усиленного внимания водителя, пилота, оператора к возможным и наиболее вероятным их изменениям, как внешним и объективным (мокрая дорога, грозовой фронт, повышение реактивности), так и внутренним субъективным (указания руководства, действия третьих лиц). Окружающая обстановка тревожная, не под полным контролем, но полностью управляема и требует усиленного внимания.

Опасная фаза: происходят обратимые и опасные изменения параметров системы, которые требуют компетентных действий по стабилизации опасного положения, оператор проинформирован или должен был знать об опасности и возможных последствиях, и имеет средства и возможности для её предотвращения (автомобиль занесло на дороге без блокировки колёс, резкий и сильный боковой ветер при посадке самолёта, повышение мощности реактора при низкой реактивности) - Окружающая обстановка под частичным контролем и не полностью управляема. Сообщаем о случившемся, совершаем компетентные мастерские и энергичные действия по стабилизации обстановки нарастающей опасности.

Аварийная фаза: происходят неотвратимые изменения параметров системы, грозящие её разрушением, которые требуют экстренных мер по немедленной остановке системы, оператор обязан предпринять все возможные действия по остановке системы, объекта эксплуатации. Окружающая обстановка вышла из под контроля, но есть ещё частичная возможность предотвратить аварию!!!!

Применение экстренных, аварийных мер по остановке, системы. Компетентные мастерские и энергичные действия по прекращению функционирования системы, остановке, аварийной посадке

Кульминационная фаза: Ситуация необратима,  всё, приехали, доездились, долетались, доэксплуатировались,  и думаем теперь в первую очередь о сохранении жизни и здоровья подчинённых, о минимизации ущерба и только во вторую - о собственной безопасности.

Поставарийная фаза: После того, как все возможные действия по минимизации ущерба (список открытый) выполнены, выбираемся из очага поражения, сообщаем о случившемся, оказываем первую помощь.

Фаза фиксации и локализации последствий - Предпринимаем необходимые меры по ограждению участка аварии, сбору и сохранению вещественных доказательств.

Все технические регламенты и правила управления техническими средствами и системами в СССР и РФ составлялись с основным условием – максимально возможного предотвращения аварий при эксплуатации этих систем в разных вариантах вышеперечисленного.

Как мы понимаем, важнейшим элементом безопасности АЭС является подготовка персонала, как оперативного, осуществляющего круглосуточный контроль и эксплуатацию, так и  иного. Из судебного решения по уголовному делу № 19 -73, возбужденному генеральной прокуратурой СССР по факту аварии мы знаем о лицах признанных виновными: Брюханов-начальник станции, Фомин- главный инженер, Дятлов - заместитель главного инженера находившийся в момент аварии на пульте управления, Акимов-начальник смены. 
                 Мы также знаем, что к персоналу станции и руководству предъявляются весьма жёсткие требования по образованию, квалификации, опыту работы, личным качествам, состоянию здоровья. Регулярные аттестации работников не носили формального характера и были призваны поддерживать работников на высоком профессиональном уровне. 
                Это, в свою очередь, означает, что люди знали, что они работают на объекте - источнике повышенной радиационной опасности, понимали природу этой опасности и знали, умели и имели возможность эту опасность не допускать. В обязанности главного инженера станции Фомина входило помимо прочего информирование работников об всех важных технических нововведениях в системе министерства, изменений регламента, рекомендаций по эксплуатации оборудования и т.д. 
        Обо всех нештатных ситуациях на АЭС системы Минсредмаша и Минэнерго немедленно сообщалось руководству главков, которое вырабатывало соответствующие решения по профилактике опасных и аварийных ситуаций, что регулярно доводилось до персонала станций. Вёлся соответствующий журнал. При принятии решения руководством станции  и главка о приёме на работу в соответствующей должности кандидаты испытывались, проверялись, рекомендовались и характеризовались. Например «главный и основной виновник»-Дятлов  имел красный диплом МИФИ!

Зададимся вопросом, чем же отличалась злополучная ЧАЭС, образца 1986 года, от других атомных станций СССР? Немаловажной особенностью ЧАЭС является её редкостная ведомственная принадлежность, в то время, как все АЭС СССР принадлежали к ведомству Минсредмаша, возглавляемого

Ефимом Павловичем Славским http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%95%D1%84%D0%B8%D0%BC_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87  ЧАЭС относилась к ведомству Министерства энергетики и электрификации СССР под руководством Анатолия Майорца. ЧАЭС носила имя В.И.Ленина, что определяло её высокий статус. Станция была новой, и находилось в состоянии строительства пятого энергоблока, во всём остальном всё в точности, как на других АЭС. Те же реакторы, РБМК-1000 канального типа, те же специалисты, тот же режим эксплуатации. Всё стандартно. Всё ли? Нет не всё. Мало кто об этом знает и пресса этому обстоятельству внимания не уделяла. В нескольких километрах от станции находилась загоризонтная  РЛС обнаружения пусков ракет Дуга, которая потребляла до 10 Мвт энергии, что и было обусловлено её близостью к атомной станции.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%A0%D0%9B%D0%A1_%D0%94%D1%83%D0%B3%D0%B0. Запомним эти два существенных отличия ЧАЭС от других: ведомственная принадлежность и обеспечение деятельности объекта стратегического назначения системы предупреждения о ракетных пусках.

Прежде чем перейти непосредственно к анализу хода событий 26.04.86 года на ЧАЭС, хочу отметить ещё одно интересное обстоятельство. Согласно структуре КГБ СССР, в ведомство первого спец отдела под общим руководством первого заместителя председателя входили вопросы обеспечения деятельности АЭС  http://shieldandsword.mozohin.ru/kgb5491/chef/kgb1258.pdf. За время строительства станции сотрудниками КГБ УССР выявлялись различные нарушения, о которых незамедлительно докладывалось по инстанции http://pripyat.com/documents/spetsialnoe-soobshchenie-ob-obstanovke-na-chaes-oktyabr-1984-goda.html. За станцией были закреплены несколько штатных сотрудников КГБ, следивших за её работой, настроениями персонала и регулярно обо всём докладывавших наверх. Боле того, станция была оборудована автоматизированной системой объективного контроля ДРЕГ, информация которой в режиме реального времени, поступала в отдел по атомной энергетике ЦК, Минсредмаш, КГБ не зависимо друг от друга и по разным каналам связи.

Вывод: ЧАЭС была составляющим конструктивным элементом ВПК СССР. Это означает, что вся продукция для АЭС проходила жёсткую военную приёмку, персонал тщательно подбирался, проверялся и контролировался. Технические системы имели необходимый запас прочности и средств безопасности. И самое главное, работа станции круглосуточно контролировалась на государственном уровне ЦК и КГБ СССР

Продолжение следует




No comments:

Post a Comment